- В чем смысл жизни? — Сложный вопрос… наверно, быть счастливой :)))

me2

Иван Голубев

Это выдержка из диалога, который состоялся между роботом и человеком. Робот по имени Соня был создан нашим коллегой Иваном Голубевым, который одержал победу в конкурсе «Тест Тьюринга» в рамках конференции Startup Village 2015. Digital Direct одним из первых поздравил Ваню с историческим моментом и поговорил с ним о его уже шестом (и это далеко не предел!) персонаже.

Конкурс «Тест Тьюринга» в России проходил впервые. Это соревнования чатботов, организованные фондом «Сколково» совместно с компанией «Наносемантика». Прием заявок стартовал в марте. За это время было зарегистрировано 69 команд. Заявку мог подать любой – как программист, так и любитель. В финал прошли только 8 участников, а приз достался чатботу Соне Гусевой.

Немного слов о самом создателе.

Окончил школу с золотой медалью. Учился в ИТМО, получил инженерное образование. В 2006 г. пришел в i-Free, работал комьюнити-менеджером проекта Jamango. Карьеру продолжил в компаниях T-Systems и «Систематика». В 2011 г. вновь вернулся в i-Free. Работал менеджером сервисов, сейчас координатор NFC-проектов. Кандидат технических наук. Победитель и призер всероссийских и международных конкурсов научных и творческих работ. Хобби — аргентинское танго, путешествия.

Расскажи, как ты решил заниматься созданием таких удивительных существ?

Всё началось с того, что я как раз пришел в проект по созданию виртуальных ассистентов (Карманная блондинка, Собеседница, Everfriends), в его рамках я занимался искусственным интеллектом – программой, которая общается с человеком на естественном языке. i-Free в свое время выкупила технологию у небезызвестного программиста Владимира Веселова, под руководством которого был разработан чатбот Евгений Густман, и мы продолжали ее развивать. Сделали так, чтобы персонажи могли общаться не только в течение короткого времени, сформировали настроение, поведение, добавили различные функции, например, чтобы робот проявлял инициативу и мог рассказать какую-нибудь историю. Проект, к сожалению, заморозили, но мне по-прежнему интересны чатботы, я слежу за новостями в этой области, так и набрел на этот конкурс и решил поучаствовать.

Каков был состав твоей команды?

Конкурс командный, и при регистрации можно было указать от одного до пяти человек. Я в своей команде ….один! Просто это такая работа по созданию цельного персонажа, и ее сложно распределить, распараллелить на несколько человек, поэтому было достаточно одного меня.

3210115286_0a6b9b0008_z

Алан Тьюринг. Изображение Flickr

Чатбот – это компьютерная программа в виде набора правил, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями. Одним из первых чат-ботов была программа Элиза, созданная в 1966 г. Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». Предполагается, что идеальный чатбот должен пройти Тест Тьюринга.

 Кем был твой робот?

Мой персонаж – Соня Гусева, 12-летняя жительница Петербурга. Это раздражительный, иногда грубоватый подросток, манера поведения которого предсказуема, и поэтому ее относительно легко имитировать.

 Почему такие имя и фамилия?

Персонаж, с которого у меня началось знакомство с чатботами, это Женя Густман. Отсюда и фамилия Гусева, это некая реминисценция, намек на Женю. А имя Соня происходит от Спуни (это тоже персонаж, созданный в i-Free).

 С чего начинается создание таких виртуальных роботов?

DSC_4710

Оживший Алан Тьюринг на Startup Village

Начинается всё с придумывания легенды, то есть все реакции, всё то, что он говорит, должно быть обернуто в историю, всё должно согласовываться. Я начал с того, что придумал, что за это персонаж, возраст, пол, какие-то предпочтения и пошел по легкому пути: тот же самый Женя Густман выигрывал зарубежные конкурсы (например, в 2014 г. он убедил 33% судей, что он человек и стал первым в истории компьютером, прошедшим тест Тьюринга). Он одержал победу за счет того, что представлялся 13-летним украинским мальчиком. Это само по себе дало программе преимущество – судьи могли списать неуклюжие ответы и языковые ошибки на неопытность подростка. Поэтому я тоже выбрал подростка — 12-летнюю девочку. Легенда обрастала подробностями со временем: я придумал основные моменты ее жизни, а потом выложил в открытый доступ ссылку и стал анализировать, о чем Соню спрашивают, чем интересуются. Она получилась провокативной и немного грубоватой, и это не было моей прихотью, такое поведение легко сымитировать и запрограммировать, такая манера поведения похожа на человека и возможно имеет право на существование.

 О чем спрашивали Соню?

DSC_4571

Startup Village

Как всегда, когда люди говорят с роботами, они чувствуют себя безнаказанными и много вопросов было про половые принадлежности и секс, было много мата, потому что интересно как будет реагировать персонаж. Но были и личные вопросы: про семью, родителей, кем они работают, какие фильмы Соня любит, какие книги читает, какую музыку предпочитает. Были вопросы и про искусственный интеллект, про роботов, что она знает про них, знает ли про Siri. Всего же при создании базы знаний, я сгруппировал порядка 20-ти тем, в которые укладываются 90% всех вопросов в рамках короткого диалога.

 Философские вопросы были?

Да, например, в чем смысл жизни, что такое любовь, но они задавались скорее не в философских целях, а потому что популярные и тоже провокационные с точки зрения того, что на них ответит робот. Много вопросов наивных (это я так из назвал в своей базе), например, какого цвета небо, сколько будет 2+2, задавались они тоже с целью проверить реакцию.

 Разговоры с Соней:

 — Здравствуйте! меня Соня зовут. 

- Здравствуй, меня Маша

 — красивое имя у вас! мою бабушку тоже зовут Маша  :)))

 — а откуда у робота бабушка?)

 — хм… наверное

- : )))

- :(((

- ты робот

 — :))) математичка иногда говорит что я зависаю как старый комп

 — или нет?)

- или нет  :)))

- точно ты робот)

 — я живая!

 — Здравствуйте! меня Соня зовут.

- Привет! Почему люди нервнечают?

- потому что  :)))

 — Хороший ответ! А какой все таки процесс происходит при активации нервных переживаний?

- какой, какой… да просто какой — нибудь!

 — что жарковато?

 — откуда я знаю, что

- ок, тогда попроще, что такое любовь?

- счастье  :)))

Как по-твоему чатботы как можно использовать в бизнесе?

Я думаю, что можно и нужно. Есть столько областей, процессы в которых можно автоматизировать с помощью этих роботов. Российская компания «Наносемантика», которая выступала соорганизатором конкурса, например, использует их в качестве онлайн-консультантов. Они в круглосуточном режиме отвечают на часто задаваемые вопросы, если вопрос ставит в тупик робота, он переадресуется живому оператору. За рубежом, например, осуществляется массовый обзвон с предложением какой-нибудь услуги, например, купить какую-нибудь страховку и застраховать свою жизнь, и эти разговоры совершают роботы. Это происходит уже не текстом, а голосом. Кстати, был интересный случай применения таких роботов в Австралии. На сайте знакомств был зарегистрирован робот с трехмерным аватаром, который представлялся 10-летней девочкой. Она делала записи о том, кто с ней пытался познакомиться, и кто ей делал неприличные предложения. В результате она собрала данные на тысячу человек как потенциальных педофилов, отправила в полицию и даже кого-то в результате осудили на 2 года за совращение виртуального робота.

Кроме онлайн-консультатов, в России еще есть компания, которая занимается промо-роботами. Это физическая оболочка с программой, которая может ездить на выставке или по торговому центру, общаться с посетителями магазина, рассказывать про услугу и продукты, отвечать на вопросы, то есть занимается всем тем, чем обычно занимаются симпатичные девушки на таких мероприятиях. Робот этим девушкам ничем не проигрывает по привлечению внимания. Бывают также роботы телеприсутствия: например, ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, он сидит перед компьютером, как в фильме «Аватар» и управляет роботом.

 Что ты получил в качестве подарка?

БезымянныйОсновой подарок – это, конечно, внимание. И родители гордятся, и я доволен. Мне прислали диплом, на котором фломастером написано, что я победитель. Ну и, конечно, подарили гаджет — умные часы.

Есть ли у тебя мечта?

Мне очень хочется сделать персонажа, который станет другом для большого числа людей, и все-таки облегчит нам общение с множеством устройств, которых становится всё больше и больше. Эта эпоха не за горами, и мне лично очень хочется в этом участвовать. Очень здорово, что такой конкурс проводился на русском языке, значит, мы не на 10 лет позже остальных получим какой-то переведенный вариант, а будут какие-то свои разработки, которые сделают нашу жизнь лучше, проще и удобнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>